Донецкие автобусы 60 лет назад - 11 маршрутов умудрялись связать весь город

Почти половина маршрутов (пять) стартовали от проспекта Гурова. Фото: infodon.org.ua

Почти половина маршрутов (пять) стартовали от проспекта Гурова. Фото: infodon.org.ua

Транспорт и инфраструктура
28 сентября 2012 13:56

Нехватка транспорта – одна из злободневных проблем Донецка. Немало нареканий горожан вызывает и поведение водителей, особенно "маршруточников". И, как показывает исследование донецкого краеведа и журналиста Евгения Ясенова, ситуация в транспортной сфере не меняется десятилетиями. В 50-ые годы прошлого века народ точно так же жаловался на водителей и "давился" в автобусах.

Шестьдесят лет назад в Донецке проживало свыше полумиллиона человек. А работало в шахтерской столице 11 автобусных маршрутов. Срез взят в 1956 году, источник – справочник-путеводитель "Сталино".

Почти половина маршрутов (пять) стартовали от проспекта Гурова, от не сохранившейся до наших времен автобусной станции (она находилась приблизительно на месте главного корпуса Национального университета).

Маршрут 1 шел до главконторы ДМЗ через горсад и Белый карьер.

Маршрут 2 – до Авдотьино через ту же главконтору, потом через Нестеровку и Боссе.

Маршрут 3 – до Буденновского райсовета через проспект Гринкевича (нынешний Ильича) и мелькомбинат.

Маршрут 8 – до шахты "Мушкетовская-Заперевальная" через те же промежуточные остановки.

И, наконец, маршрут 12 – до шахты "Красная Звезда", опять-таки, через мелькомбинат и далее – по Макшоссе и через шахту "Ганзовка".

Второй автобусный узел – Садовая площадь (то есть, площадь возле горсада). Оттуда проистекали три маршрута.

Маршрут 4 – до Петровского райсовета, через Стандарт, шахту №31, Рутченковский машиностроительный завод и шахту №29.

Маршрут 5 – укороченный вариант предыдущего, до Рутченковского машиностроительного завода. Маршрут 9 – до поселка шахты Абакумова, начало такое же, как и в двух предыдущих, до треста "Рутченковуголь", потом поворот в сторону Лидиевки и шахты "Южная".

И еще три маршрута шли из разных других точек.

Маршрут 6 – от агентства аэропорта (Артема, 119, рядом с площадью Ленина) до самого аэропорта через Студгородок, Ветку, Путиловку.

Маршрут 10 – от станции "Мушкетово" до шахты 12-18 им. "Правды" через шахты "Ново-Мушкетово", Буденновский райсовет, Алексеевку и Чулковку.

Маршрут 11 – от Новоколхозного рынка (тогда еще не крытого) до Щегловки через улицу Артема, проспект Гринкевича (то бишь, Ильича) и Шахтостроитель.

Таким образом, как видим, хоть маршрутов было и мало, но охватывали они почти все окраины (кроме нынешнего Куйбышевского района и юга нынешнего Буденновского). Впрочем, стоит иметь в виду, что по городу курсировало множество шахтных и прочих иных ведомственных автобусов, и они при случае были не прочь "подкалымить". Кроме того, можно предположить, что список в путеводителе по каким-то причинам оказался неполным.

Ну, а теперь от общего перейдем к частному. Посмотрим на основе публикаций в "Социалистическом Донбассе", какие в 50-х были транспортные проблемы и нужды.

Как было?

Начнем с небольшим запасом. Июль 1949 года , письмо в редакцию от некоего А. Голощапова: "Между Буденновкой и городом Сталино курсирует пассажирский автобус. Однако многие пассажиры, желающие воспользоваться им, не знают, где остановка машины. Автобусных станций нет ни в Буденновке, ни в городе".

Сентябрь того же года. Письмо И. Бугаева о состоянии автобусной станции на проспекте Гурова. Состояние аховое: "Помещение станции запущенное, грязное. Обращение с пассажирами грубое".

Прошло три года. Апрель 1952 г. Докладывает шофер М. Гудкин: "Объем работы автобусной станции значительно возрос, число пассажиров, пользующихся автобусным транспортом, непрерывно растет, а сама станция остается в прежнем тесном и неприспособленном помещении. На узкой улице, возле автобусной станции, скопляется много автобусов и такси – повернуться негде".

Вот мы отмечали, что окраины были охвачены автобусами. Но как? Читаем письмо начальника учебно-курсового комбината треста "Сталинуголь" В. Денисенко, написанное в декабре 1953 г.: "Рабочие поселки Петровки расположены от центра города Сталино на расстоянии 20-25 километров. Однако регулярное автобусное сообщение между Петровкой и Сталино до сих пор не налажено. Правда, на Трудовскую группу шахт ходит автобус, но нерегулярно и без расписания. Бывают дни, когда курсируют по два и три автобуса, а бывает, что только один. В ожидании машин приходится терять много времени, а зимой еще и мерзнуть".

Год спустя на том же направлении группа трудящихся Рутченковского машзавода зафиксировала другую проблему: "В поселке №11 проживает более 12 тысяч человек трудящихся. Через наш поселок курсируют автобусы по маршрутам "Горсад – Трудовская группа шахт", но линия эта сильно перегружена. Очень часто на остановке "Ремзавод" переполненные пассажирами автобусы не останавливаются. Ближайшая от поселка трамвайная остановка "Базар" находится на расстоянии двух километров. Это создает много неудобств, особенно в зимнее время и в распутицу. Между тем многие жители поселка работают в городе, учатся в институтах и техникумах". Отцы города вняли мольбам и в следующем году пустили 5-й маршрут с конечной остановкой "Рутченковский завод".

Нынешние власти Донецка стараются прислушиваться к мнению горожан. Автобусные маршруты как карточная колода постоянно тасуются: их то удлиняют, то переносят. Но в целом, решить транспортную проблему, эти манипуляции не могут. Кардинально улучшить вопрос пассажирских перевозок сможет только строительство метро.

Ольга Тодорова, по материалам 62.ua

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях