Баста в Донецке: жестокий, но не идиот, любит  Ливерпуль  и не поет на заказ

Баста в Донецке: жестокий, но не идиот, любит "Ливерпуль" и не поет на заказ

Автор: Записала Алина БАЛАБАН

С чего начать? Сколько раз приезжаю в Донецк? Да  столько раз уже, что на подсчеты часа пол потратим. Много раз был в Донецке и не только на гастролях. На чемпионат европы приезжал.

За русский футбол можно только страдать

Люблю футбол, болею за Англию. Болеть за отечественный футбол не имеет смысла. Это профанация, провокация и коммерция. А английский футбол является образчиком настоящего спорта мужского. Любимый клуб "Ливерпуль", а любимое место в Донецке естественно, что "Ливерпуль". Отечественный футбол – это больше трагическое явление.  За русский футбол нельзя болеть, за него можно страдать. Написать трек про футбол? Зачем? Не хочу об очевидных вещах писать. Ну послушают, скажут, да, так и есть.  

О съемках музыкальной сказки для взростых

Параллельно работаем над четырьмя проектами. Сейчас закончили съемки фильма "Газгольдер: музыкальная сказка для взрослых". В марте будет премьера. Но уже в декабре выходит трейлер.

Это фильм о жизни, семейное кино. Доброе? А что значит "доброе"? Оно настоящее. Ведь доброе – это не всегда настоящее.

Фильм создавали люди, которые работали над такими авторитетами русского кинематографа как "Высоцкий", "Адмирал", "Бумер". А фильм о реалиях жизни, о том, как люди, загнанные в угол, дают отпор, казалось бы, непобедимым противникам.  В кино играют все: АК-47, Guf, Смоки мо, Словецкий, Тати, много профессиональных актеров.

Будет тур в 30 городов, едут 30 человек с концертами в поддержку презентации фильма. В Украине это будут Киев, Донецк, Харьков, Одесса.

"Актер я не очень"

Стать актером? Я адекватно оцениваю, что как актер я не очень.  Себя я могу сыграть – музыканта из Ростова, с определенным характером в силу жизненного опыта. Ну, естественно, Гамлета или короля какого-то мне будет трудно играть. Хотя… Можно попробовать. Дуракам везет, как говорится! Актер я не очень, а опыт снимать у меня уже есть.  

"Позиция лоха для меня неприемлема"

За два года, пока мы снимаем, стало понятно, что киноденьги не просто воруются из бюджета, тут идет хищение имущества. Люди, которые дают деньги на кино – это сумасшедшие люди. С первого дня, с первого винтика идет просто воровство, отпил, откат.  Так как для меня психология и позиция лоха просто неприемлема, я просто не могу с такой позицией жить, когда с меня кто-то получает. Поэтому у нас кинопроцесс весь наладился в таком виде, что можно снимать хорошее кино с хорошими специалистами, для которых важна идея, прежде всего.

Человек должен любить свою работу

Первые месяцы на площадке я ходил, я думал буду убивать, ну клянусь, я думал с молотком буду ходить и бить по ногам. Психическое достаточно неуравновешенное состояние. Я просто не мог представить, что люди внагляк ведут себя так: ставится сцена, и человек с пенопластом  в руках семь минут еле идет жопой шевелит, а 50 человек стоят и ждут его одного. Я таких людей презираю. Потому что человек должен находиться на своем месте, он должен любить свою работу, он должен быть фанатом своего труда.

Проблема русских в том, что они не на своих местах

В Китае мне учитель сказал, что проблема русских состоит в том, что каждый из нас не на своем месте. В смысле? – Ну вот ты сидишь в кафе и к тебе подходит девушка, и она думает, что она здесь на короткий срок, потом она выйдет за олигарха и станет та-а-ам…  Поэтому она говорит и относится к тебе не так. Каждый должен на своем месте благодарить небо за тот пупь, что он сейчас проходит. Вот я прошел разный путь.  Просто каждый должен, находясь на своем месте, быть полезным, потому что у нас потенциал на постсоветском пространстве огромный, мы просто супермены все, гениальные люди, мы просто через такое прошли и проходим сейчас, такое терпим от власти.

Люди думают, что Вася плуг

Многие со мной не любят работать, потому что я жестокий человек. Если мы договорились, то ты должен сделать то, что обещал, не будет вариантов. И перед тем как спрашивать с кого-то, я узнаю полностью всю профессию изнутри, я изучил все программы для съемок кино. И я сажусь, а люди думают "Ну Вася плуг". Я понимаю все, что они делают, сколько времени на это нужно, сколько стоит одна секунда, как это делается руками, каждого знаю. Поэтому у нас все оптимально.

По картинке кино, которое мы сняли, превзошло все мои ожидания.

Стыдно за людей

Я фанат советской детской фантастики: "Москва Кассиопея", "Электроник", "Гости из будущего". Все советские фильмы интересны, конечно же. "Собачье сердце мне нравится". Тогда были величины.  А сейчас? Спрашиваешь у человека – "Ты кто? – Я режиссер!" Да какой ты режиссер? Снял два клипа. Мне стыдно за него.

У меня есть такой синдром – удаленное чувство стыда. Он по телевизору говорит "я режиссер", а я краснею за него. Как он может так делать?!

Готов, что фильм все "обосрут"

Реакция на фильм предсказуема. Одни будут ненавидеть, другие любить. Это как с музыкой. То, что я творю, никого не оставляет равнодушным. В фильме ведь не только музыка, там история, а мы, музыканты, – герои. Ну как всегда все обосрут его. Каждый мой проект, когда только выходит,  сначала "обсирают", а потом он раскачивается, и говорят "ла-адно, нормально". Я готов к провалам всегда.

За оскорбления уничтожаю

Есть аргументированная критика, а есть оскорбления. А за оскорбления я просто уничтожаю людей. Беспощадно. Я ловлю и делаю все, что нужно, с теми, кто задевает достоинство мое и моих друзей, моей семьи. Аргументированная критика – я благодарен за нее. У меня есть много друзей, которые со мной дружат, но они не слушают мою музыку, они говорят, что моя музыка – отстой.

"Мои стихи - не стихи вовсе"

Я адекватно отношусь к своей музыке и к своей персоне.  Я с шести и до 18 лет учился музыкальной грамоте, знаю, что такое классическая музыка, классический авангард, от Бетховена до Стравинского и Шостаковича, сложнейшие композиционные модели. Поэтому моя музыка – она простая, да! Мои стихи, давайте почитаем Бродского и поймем, что мои стихи – не стихи вовсе, это просто мой внутренний порыв. Это я-то называю их стихами.

Так что я за адекватную критику, а уродов я ловлю и бью их просто, пустыми бутылками пластмассовыми.

На заказ не поет

Список песен составлен на концерт, из 4 альбомов Басты. Публика всегда кричит из зала и просит. Но я предупреждаю, что мы не в ресторане, и можно не кричать. Я привык и спокойно отношусь. Программа выстроена, продумываю каждый момент, и не отступаю он нее.

Я тоже хожу на концерты любимых артистов. И я публику понимаю, когда хочется дождаться любимой песни и свалить. Тех, кого я готов весь концерт слушать – единицы. Это, например, MF Doom. Гениальнейший человек, репер в железной маске, готов часами слушать его концерты.

Самый пунктуальный исполнитель

Ненавижу опаздывать, для меня хуже ничего нет. Все, кто был на моих концертах, знают, что я никогда не задерживаю выход на сцену. Чтобы сказали, что я на час-два опоздал, вы таких людей не услышите, таких людей просто нет! 

"Даже сажей можно нарисовать счастье…"

Я живой пример. Я сжег свою жизнь и из сажи рисовал новую.

"Неужели я похож на идиота, который будет слушать свою музыку?"

Ноггано вообще не слушаю. Просто не могу слушать этот…этот.. реп!  Я часто слушаю свои песни, после записи ставлю в машине, чтобы понять, где не так звучит, где доработать. Но всегда закрываю окна, чтобы люди не услышали, не дай Бог, что я свои песни слушаю.

Когда где-то слышу свою музыку, всегда отворачиваюсь и ухожу. Какой там подпевать?! Беспокойно себя чувствую. Бывает так, что я куда-нибудь прихожу, меня видят и ставят мои песни. Это сложно переживаемое чувство для меня. Или в караоке кто-нибудь сидит поет. Я сразу ухожу, просто слушать это при мне, у меня просто стремота. Может это комплексы какие-то.

У нас даже в райдере написано, что никогда в машине, которая нас встречает, не должна играть наша музыка. Просто некоторые думают, что вот Вася приезжает, надо показать, что я на материале, поставить песню. Неужели я похож на идиота, который будет слушать свою музыку?

Песня, от которой кайфую

У меня есть песня, в которую я тайно влюблен, и на концертах когда ее пою, я кайфую. Но я вам конечно же не скажу, потому что тогда я буду знать, что вы тоже знаете, и я буду стесняться ее петь.  Мне нравятся песни, которые звучат именно на концерте.

О сотворчестве с Гуфом

Совместные песни – это удивительное сложение. Когда с Гуфом пишем что-то, это такая белиберда.  Гуф пишет свой кусок, я свой, но перед тем обсуждаем идею. Даже не видимся. Он ездит по своим гастролям, я по своим, а общаемся по почте. Мы так совместный альбом и писали.

Считаю себя умельцем в припевах. У меня слабые текста, а вот над припевами я очень стараюсь, сижу придумываю мелодию.

Жестокий и сентиментальный Вася: "Я злодей, но не идиот"

Я жестокий человек достаточно, но обратная сторона моей жестокости – это сентиментальность.

Я очень отходчивый. Вот был такой парень в Набережных Челнах, который выскочил и хотел меня ударить на сцене. Я успел угнуться, а он летел прямо в ход, получил бы – лег! Его потом все топтали, и я после концерта позвал, а он был не в себе. На следующий день иду в клуб, охранник говорит, что меня там мальчишка с самого утра ждет под студией. А он такой "Василий Михалыч, извини, пожалуйста, был пьяный, сказал друзьям, что если ты через пять минут на сцену не выйдешь, я вылезу и ударю. А потом надо было за базар отвечать". Я злодей, но не идиот, надо понимать человеческие слабости.

О фанатах

Фанаты не донимают. Я простой человек. Когда пробки в городе, ставлю машину и еду на метро. И безо всяких групп сопровождения. Кто-то подходит и говорит: "Здаров, ты че здесь делаешь?". Ну сфоткаться, что с меня убудет? Я благодарен людям за то, что они меня поддерживают. С другой стороны, если меня донимают, я могу сказать "отвали". Просто человек, который слушает мою музыку, поймет, и знает, что я могу так сказать. Иногда не кайф, когда иду с ребенком гулять, а меня кто-то догоняет и начинает. А я ему что? Правильно – "отвали!".

"Ручкой писать не могу, потому что пишу хронически безграмотно"

Я завидую людям, которые говорят, что на них снизошло вдохновение. У меня такого нет, к сожалению. Сейчас "запикаете": мне кажется, что есть люди, у которых и вправду так, а есть "пи…" (вруны - ред.). Есть люди, которые рассказывают, что "вот в какой-то момент разверзаются небеса и на меня снисходит какое-то теплое присутствие, и я начинаю просто творить". У меня такого нет, я беру айфон и пишу. Ручкой писать не могу, потому что пишу хронически безграмотно, и очень неудобно исправлять потом. Да и людям сложно переписать, нет, почерк то у меня хороший. Просто такие ошибки, что люди словам дают разные трактовки.  В песне "Война" есть такие слова "брат, кинь бинты, я перевяжу раны". Ко мне теща подходит и говорит "вот песня хорошая, а кто такой Браткинбинты?".  Вот такое смешное. Но особого вдохновения нет.

О татуировках

Татуировки – это преторианские латы римских легионеров. Они завязаны на руках. Еще не доделаны – будут серебреного цвета. На одной руке написано "vaya con dios" - идти с богом, и на другой "quien si no mi" - кто, если не я. На ногах – кубинский флаг – символ человеческого единства, свободы, равенства и братства, и обезьяна, потому что я по гороскопу обезьяна.  Это два духовных принципа. Как мои, так и общечеловеческие.

Песня о Донецке

Как я могу написать о городе, в котором я не жил? Конечно, это удобно писать популистские тексты. Приехал в Донецк: "Доне-е-е-ецк, вау, мой любимый город!", потом в Екатеринбург "Екатеринбу-у-ург. Мой любимый город!". Я так не могу. Совесть не позволяет. Вот про Ростов есть песня, там я знаю все и всех!

 

Фото Александа Глущенко