Буду отличником: как заставить себя учиться не только перед сессией?

Буду отличником: как заставить себя учиться не только перед сессией?

Фото: oboifon.ru
Автор: Анна Синаревская

Если вы перед началом учебного года никогда не били себя кулаком в грудь и не обещали клятвенно, что уж в этом семестре прогулам и разгильдяйству настанет конец, то вы – отличник. Или ботан, говоря по-простому. Но, представьте себе, сейчас быть ботаном модно, и даже в одежде и аксессуарах стиль "научный сотрудник" - один из самых актуальных: очки в толстой оправе, вельветовые брюки, клетчатые пиджаки, кардиганы, бабочка и подтяжки. 

Впрочем, очки без диоптрий сегодня на себя может нацепить любой недостойный, тогда как настоящего ботана можно распознать по красному диплому и поразительному умению учиться не только в последние две недели перед сессией.

Сегодня быть ботаником модно! Фото: myaccessory.ru

Те, кто в декабре или мае с выпученными глазами бежит занимать очередь у ксерокса – это не ботаны. Ботаны – это как раз люди, у которых они две минуты назад со слезами выпрашивали тетрадку с идеальными конспектами и подробными ответами для семинаров. Собственно, конец семестра – это золотое время для отличников: вот когда можно понаблюдать, как толпы лентяев-прогульщиков в панике носятся по факультету, запутавшись в своих "хвостах".

Накануне 1 сентября журналисты Vgorode.ua попытались выяснить у честных и старательных ребят – краснодипломников, что это за наука такая – отличником быть. Кроме того, мы подготовили для вас советы психолога – они явно пригодятся тем, кто решил завязать с темным прошлым прогульщика и стать на путь истинный. 

Заставить себя работать? Легко!

Родион Азнауров, психолог и коуч

Психолог Родион Азнауров. Фото: Вконтакте

Ежедневно заставлять свою память, воображение и логику "пахать", переваривать большое количество информации, создавать свои собственные интеллектуальные продукты, при этом анализируя чужие – все это ничто иное, как полноценный образовательный процесс в вузе. С вас требуют бесконечные лабораторные, курсовые,  рефераты, презентации, а соблазн отложить их выполнение "на завтра" неизменно велик. Бывает, вам нужно сделать что-то важное, но тут же появляется огромная куча более важных дел: убрать в доме, помыть посуду, проверить почту или же залезть в одну из социальных сетей - посмотреть никто ли вам не написал чего важного. 

Или, когда уже сели за дело, вам тут же приспичивает поесть, поспать, попить, покурить или срочно бежать в туалет? Знакомо многим, правда ведь?

В чем причина?

Если вам нужно что-то сделать, а вы чувствуете внутреннее сопротивление, дискомфорт или же расконцентрацию внимания на разные дела – первое, что нужно понять: включились ваши страхи. Раз такая ситуация возникла, значит вы слишком завысили значимость дела или цели.

Что значит повысить значимость? Это когда вы осознанно или неосознанно считаете, что от этого дела зависит чуть ли не вся ваша жизнь.

Когда человек работает с информацией, завышенной по значимости, то включаются его страхи, которые стремятся его от этого дела уберечь. Включается страх того, что вы, возможно, не осилите это дело, не достигнете этой цели, перетрудитесь или у вас не хватит знаний (давление на самооценку и уверенность в своих силах).

Что делать?

1. Снизьте значимость информации. Перестаньте думать, что это очень большая цель или очень важное дело! Нет! Действие, которое вам необходимо сделать, чтобы достичь цели, по факту, ничем не отличается от процесса той же мойки посуды, уборки в доме или же серфинга по интернету. То есть то, что вам нужно сделать (что бы это ни было), по факту, ничем не отличается от какой-либо другой деятельности, которую вы считаете пустяковой.

2. Не концентрируйтесь на идеале. Перестаньте думать, что вы все должны сделать максимально хорошо и просто фантастически замечательно. Потому что, если вы, еще не сев за само дело, хотите сделать его супер-пупер идеальным и нарядным, вы за него даже не сядете! Вы будете окутаны следующими тормозящими иллюзиями: "Мне еще нужно немного подумать. Мне еще нужно немножко подготовиться. Мне еще нужно собрать побольше информации, для того, чтобы все было идеально".

3. Главное – начать! Вы сможете что-то хорошо сделать только после того, как начнете делать хотя бы как-то! Как только вы начнете делать хотя бы как-то, сможете понять (гораздо быстрее и эффективнее), что конкретно вам нужно сделать, чтобы улучшить то, что есть. Не иначе.

4. Уберите эмоции. Все что вам нужно делать – это просто делать! Все в процессе улучшается. Для того, чтобы стать хорошим специалистом, сначала нужно стать зеленым новичком – затем развиваться. И никак иначе.

Полезное упражнение: делаем самый тупой проект в мире! 

Если у вас есть такое дело (скажем, задание), которым нужно заняться, но вы никак не можете себя заставить за него сесть, выполните такое упражнение. Оно очень простое, но эффективное.

Давайте назовем ваше важное дело "проектом". Теперь выделите в своем расписании ровно 30 минут чистого времени с выключенным мобильным, интернетом и другими отвлекаторами, и начните выполнять упражнение под названием "Самый ТУПОЙ проект в мире".

Ваша цель – писать этот проект на вашу тему, т.е. вектор направленности ваших мыслей должен быть в сторону выполнения вашего важного проекта. Но цель – за полчаса написать самый тупой проект. Вам можно и нужно делать ошибки, использовать нецензурную брань, вставлять анекдоты, которые приходят в голову, НО это все должно быть в направлении выполнении вашего важного проекта. Этим всем вы занимаетесь 30 минут!

В чем смысл этого упражнения? Из-за того, что у вас нет цели писать или делать хорошо, снимается блок на умную деятельность и идеальный результат. Это уже снимет 90% ваших блоков.

Во-вторых, это устранит еще одну причину: неразогретость ума.

За полчаса даже абсолютно дурацкой деятельности, но в направлении вашей цели, ваш мозг разогреется, и все нужные мысли, идеи, варианты начнут приходить вам в голову, и вы начнете включать их в ваш проект. И все будет замечательно!

Как они делают это? Слово отличникам

Екатерина Рубинская: отличница, краснодипломница, аспирантка 

К учебе стоит относится как к работе, считает Екатерина. Фото: Вконтакте

В общем, рецепт: если недостаточно мотивации, чтобы хорошо учиться просто из любви к будущей специальности, нужно относиться к учебе как к работе. Да, оплата не очень высокая, но и делать по сравнению с настоящей работой, если так подумать, нужно не очень много. Главное - заслужить хорошую репутацию и не лениться хотя бы первые два курса, а потом все будет получаться само собой.

Максим Кириченко: отличник, краснодипломник, историк, журналист

Рецепт от Максима - здоровый баланс между учебой и отдыхом. Фото: Вконтакте

На протяжении семестра самое главное - сохранять стремление к получению новых знаний. Ведь каждый учится для себя, и в жизни другого шанса получить комплексное высшее образование, как правило, не предоставляется. А хорошие оценки за экзамены и зачеты - приятная награда-дополнение за приложенные старания. Последние, к сожалению, не всегда приятные для студента: это я к тому, что на сегодняшний день преподаватели ставят перед учащимися множество преград в виде обязательных для набирания баллов творческих заданий по типу "сделайте реферат, презентацию, законспектируйте монографию, напишите статью в научный сборник"... При всех этих нагрузках не менее важно соблюдать режим учеба/отдых, релаксируя в свободное от занятий время: музыка, спорт, хобби, общение с друзьями помогут восстановить утраченные силы.

Екатерина Ретинская: отличница, краснодипломница, педагог, аспирантка

Катя убеждена: прежде всего - саморазвитие и умение мыслить. Фото: Вконтакте

У меня никогда не было особого желания прилежно учиться. Как-то само собой получалось. Возможно, потому что я вкладываю иной смысл в учебу. Для меня это не глупый процесс поглощения знаний, которые дают учителя или преподаватели, а самообразование. В первую очередь именно так.

Современная система образования в Украине имеет главную проблему – она не учит мыслить. Все превратилось в глупое поглощение и несварение информации. Какой прок от знаний, если они не применяются в жизни? Можно иметь 5 по экзамену, но быть никчемным в своей профессии. Это типичный случай. 

Мой рецепт успешности прост: самодисциплина, жажда жизни и понимание значения самореализации. Только думающий человек способен иметь прочные знания и быть востребованным профессионалом. Включайте мозг, господа, а не глупо раболепствуйте!

 

Алина Балабан: отличница, редактор

 

Алина уверена, что и в учебе должна быть любовь. Фото: Вконтакте

Ну, во-первых, чтобы хорошо учиться, ты должен любить свою специальность. Вместе с этой любовью придет и систематическая тяга к знаниям. Мало здесь одной усидчивости и трудолюбия. Вот сколько бы я не сидела за логарифмами и интегралами, развила бы в себе только комплекс, а не математический ум. Я истинный гуманитарий, поэтому меня хлебом не корми - дай почитать.

 Во-вторых, чтобы хорошо учиться, должен быть хороший такой "железный"  стимул. Вот я еще со школьной скамьи хотела стать журналистом, а в этой сфере мало просто знать правила грамматики. Здесь и "эдакое" красное словцо подобрать надо. И где это словцо найти, как не в библиотеках и многотомных гуманитарных трудах. 

И последнее в списке, но не по степени важности, это ваше окружение. Если вы будете в группе общаться с "классными девчонками", удел которых  прогулять пары, списать на контрольной и выпросить зачет, то никакой тяги к знанием у вас точно не будет. Если хотите развиваться, двигаться вперед, нужно окружать себя людьми, которые на порядок выше. Они больше достигают целей, чем вы в данный момент. Когда окружите себя такими людьми, начнете расти.

Напоследок

В общем, господа студенты (бывшие, настоящие и будущие), мы вынуждены констатировать: стать отличником в вузе и по жизнь можно только в том случае, если научился гнать лень-матушку в шею, можешь совладать со своими комплексами и страхами, да при этом не устаешь себя воспитывать. Как в знаменитом стихотворении Заболоцкого: "Не позволяй душе лениться…" И правда, не нужно!