Атомная подводная лодка К-27 с жидкометаллическим теплоносителем. Фото: theleansubmariner.com
На донецкой шахте Калинина работает потомственный горняк, служивший в свое время на засекреченной атомной подводной лодке К-27.
Накануне Дня шахтера Vgorode.ua встретился с Владимиром Дмитриевичем Газиным, который ныне возглавляет участок шахтного транспорта.
– 20 сентября будет 44 года моей карьеры на шахте, – вспоминает Владимир Дмитриевич. – У нас семейные традиции. Отец отработал 42 года. Мама была начальником участка вентиляции и техники безопасности.
Владимир Дмитриевич проработал на шахте Калинина всю свою жизнь. Фото: Влад Беспалов
Газин с наградами. Фото: Влад Беспалов
Сам шахтер называет лучшими моментами своей жизни службу в армии.
– Флоту отдал 3 года 5 месяцев и 10 дней, – без заминки говорит бывший моряк. – В 1965-1968 годах служил на атомной подводной лодке К-27. Сейчас это уже не секрет, но тогда мы давали подписку на 25 лет. Это была единственная такая лодка в мире с жидкометаллическим теплоносителем.
Он говорит, что ребят из Донбасса военные уважали.
– Когда было распределение нашего учебного отряда, где были курсанты со всей Украины, Петербурга и Москвы, капитан лодки Леонов попросил, чтобы из строя вышли именно ребята из Донбасса, – поясняет Владимир Дмитриевич. – Он прошел и спросил меня: "Ты откуда", а я ответил: "Из Донецка из шахтерской семьи".
Вот так Газин и попал на К-27.
Лодка К-27 была уникальной в своем роде. Фото: http://theleansubmariner.com
Команда в сборе. Фото: http://theleansubmariner.com
Последний ход - лодка перед затоплением. Фото: http://theleansubmariner.com
В мае 1968 года на лодке случилась авария. Фото: http://theleansubmariner.com
Владимир Дмитриевич служил на Северном флоте. Фото: из личного архива Владимира Дмитриевича
Газин служил в 1965-1968 годах. Фото: из личного архива Владимира Дмитриевича
– Тогдашний помощник командира, а ныне вице-адмирал, который живет в Твери, даже сейчас говорит своему сыну: "Сынок, как тебя – родного сына, так и ребят из Донбасса я никогда не забуду", – рассказал Владимир Дмитриевич.
В последний год службы Газин стал свидетелем аварии на подводной лодке, в которой погибли 6 его сослуживцев.
– В мае 1968 года была поставлена военная задача кругосветного плаванья. Это я уже потом узнал, а раньше нам никто об этом не говорил, – отметил Дмитриевич. – При выходе в Баренцево море случилась авария с реактором. Два офицера смогли быстро среагировать и заглушить реактор. Они спасли Европу от Чернобыля. Тогда на лодке 6 человек погибли.
Газин до сих пор поддерживает связь с сослуживцами. Его товарищ Вячеслав Мазуренко затем издал две книги, одна из них - "К-27 – Атомная бомба замедленного действия".
По возвращению в Донецк Владимир Дмитриевич окончил техникум и устроился на шахту Калинина, где работает и по сей день.
– Место работы не менял. Предлагали и хорошие шахты, но я оставался здесь, хотя были и тяжелые времена. В угольной промышленности оно так: падение – взлет – падение, но это в советские времена, а сейчас мы упали, что поднимать нас некому, – подчеркивает Газин.
Больше всего за годы работы он припоминает женский Праздник.
– Раньше хорошо праздновали 8-е марта. У нас на участке было очень много женщин – аж 36 человек, – вспоминает Газин. – В ДК весело было.
Впрочем, профессия шахтера – очень опасная и требует мужества.
– У нас были и взрывы, и пожары, погибали хорошие ребята, но сегодня в канун праздника я не хочу это вспоминать, погиб мой друг, он спас двоих человек, – говорит Владимир Дмитриевич.
Сегодня на шахте Калинина чествовали горняков – Газин, как руководитель участка, поздравляет подчиненных.
– Самое главное, что пожелаю – здоровья и терпения. Надо надеяться на то, что в угольной промышленности будет когда-то светлый день, – желает он коллегам.
Торжественное поздравление шахтеров с профессиональным праздником. Фото: Влад Беспалов
Уголок воспоминаний. Фото: из личного архива Владимира Дмитриевича