ГАДом будешь?! Хроника объявленной войны

В воскресенье толпа молодых людей атаковала "Ашан". Полсотни парней блокировали центральную аллею "буржуйского" супермаркета. Молодежь демонстрировала товар с истекшим сроком годности, якобы найденный на стеллажах гипермаркета. Представители магазина утверждали при этом, что половина демонстрируемого товара просто не представлена на их полках. Страстей эти заявления не сбили.

Позднее активисты объявили, что разобьют палаточный лагерь в магазине и будут оставаться в нем, пока их требования о списании просроченных товаров не будут удовлетворены. Палаточного городка не случилось, но драка была! Сотня активистов с просроченной колбасой наперевес пошла на штурм офиса сети супермаркетов. Сеть обратилась в правоохранительные органы.
Война с "Ашаном" длилась полгода, остальные сети отделались легче. По упорным слухам, общественные организации смогли заключить со многими мировые соглашения, согласно которым они помогали сетям справиться с "просрочкой". За деньги, разумеется… Рубли. Полугодовая война общественных организация "Наши" и "Хрюши" против местного ритейла только отгремела.
В России это тренд – общественные организации учат зарабатывать деньги.

Какая страна, такие и теракты
Российской маркетинговой войной я заинтересовался не случайно: в Донецке в последнее время тоже заговорили о наезде на супермаркеты, а в особенности на "Амстор". Правда, тут как в анекдоте про страну и теракты – у нас все гораздо скромнее. Нет драк, нет сотен участников, нет вмешательства высших лиц страны и народных депутатов. А что есть?

В социальных сетях активно заработала группа под названием "Гражданский актив Донбасса", сокращенно - ГАД. То, что получилась настолько кричащая аббревиатура наверняка не случайно – на страничке у ребят эмблема с приготовившейся к атаке змеей.

Здешний народ тоже искал "просрочку" в магазинах. Писал это на камеру и размещал в интернете. Где-то даже подрался с охраной. К группам ГАДов начали прибиваться съемочные группы местных телеканалов и просто пишущие журналисты – новостей в области не так уж и много, а тут скандальный эксклюзив сам в руки лезет.

Все бы ничего, да вот с одним из "Амсторов" неувязочка получилась. По ходу борьбы народ все больше привлекал внимание прессы, контролирующих органов, самих магазинов. И на эту проверку вышли уже всем миром. Вместе с общественниками пошла съемочная группа одного из украинских каналов и группа проверяющих областного управления по защите прав потребителей. Мало того, наученные горьким опытом, столь представительную делегацию встречали и в "Амсторе". Снимать не запрещали, оказали максимальное содействие. А проверка результат дала все равно! В магазине под самый занавес проверки вдруг обнаружился батон просроченной колбасы от августа 2011 года. Единственная проблема - просмотр видеозаписи наружного наблюдения показал, что этот самый батон в корзину к проверяющим принес один из общественников. Дальше – больше: выяснилось, что колбасы этой торговой марки с этой датой изготовления в торговой сети "Амстор" быть не могло физически. Не поставлялась она в сеть! Я сел за материал, после того как получил копию письма Управления по защите прав потребителей, где государственная структура оба факта признает и сообщает, что исключает пункт о просроченной "Колбасе Останкинской вареной традиционной" из акта о проверке…

Вычислить одного из ГАДов оказалось очень просто. Максима Касьянова знаю и наблюдаю уже лет двенадцать. Слава у него, конечно, очень скандальная, но она есть. На разговор Максима вызвать оказалось легко – через Фейсбук. Заодно обнаружил, что и сам являюсь членом ГАДа в социальной сети – ответил когда-то согласием на чье-то приглашение.

- Мы не организация, мы группа людей, объединенных общей целью, – сразу взял быка за рога Максим. - Мы просто защищаем наши права! Нет никакой дисциплины, планирования. Костяк группы - 7 человек. Когда на страничке ГАДа появляется призыв куда-то пойти – отзываются совершенно разные люди. Некоторых знаю только по никам. Вот ходит с нами парень Женя, а чем он занимается, какая разница?

- А алгоритм набега на супермаркет можешь рассказать?

- А чего рассказывать? Идем группой не менее трех человек с рюкзаками. Рюкзаки сдавать на хранение не обязательно, это нарушение наших прав. Мы принципиально идем с ними. И ищем не только просрочку, но и любые другие нарушения. Все снимаем на мобильные, а потом выкладываем в интернет на блогах и на своей странице в Фейсбуке. Довольно часто с нами идут журналисты и юристы, но в любом случае перед рейдом всегда консультируемся с юристом.

- Откуда появилась просроченная колбаса во время того скандального набега на "Амстор"?

- Знаете, я не отрицаю, что проверяющим колбасу в корзину принес я! Но, в конце концов, проверяющих было всего трое, а нас, ГАДов, - семеро! И сама проверка никакой "просрочки" не обнаружила. А у "Амстора" нет никаких доказательств, что мы ее в магазин принесли. Мало того, пусть они мне объяснят, как эта "чужая" колбаса прошла через их кассу и оказалась в чеке? Ведь проверяющие всю свою корзину проводили через кассира "Амстора"!

- А почему все время "Амстор"?

- Мы стараемся проверять всех. И одна сеть даже на нас попиарилась – налепила на входе в супермаркет наклейки дизайн-студии Артемия Лебедева о том, что фотографировать можно. Заказ конкурентов – это мелко! Мы меняем страну, формируем гражданское общество. И на супермаркетах свет клином не сошелся. В воскресенье вот пойдем на автостанцию "Крытый рынок", будем проверять, как выполняется тарифная сетка на маршруте Донецк – Макеевка.

В воскресенье, кстати, активисты на "Крытый рынок" не попали - подверглись нападению охраны в одном из торговых центров Донецка. Но перевозчики на призывы в интернете отреагировали оперативно. Говорят, что уже в среду в маршрутках на Макеевку видели распечатки с тарифной сеткой.

Без "бандитских" методов

Этот материал был бы неполным, если бы мы не дошли до "Амстора". Руководитель отдела по связям с общественностью торгового дома "Амстор" Владимир Полищук с удовольствием прокомментировал ситуацию с ГАДами.

- Да нет у нас никаких проблем с ГАДами, – начал Владимир Александрович. – Ведь, по большому счету, они делают полезное дело, помогают магазину бороться с "просрочкой". Она ведь есть везде, и это проблема, которую пытаются с большим или меньшим успехом решать во всем мире.

Теперь касательно ситуации с просроченной колбасой, которая вдруг оказалась в корзине контрольной закупки сотрудников управления по защите прав потребителя, притом что ее в "Амсторе" просто физически быть не могло. Видеонаблюдение не зафиксировало, кто занес этот батон в торговый зал. Зато точно можно увидеть, что эту колбасу к кассе приносит общественник и кладет в корзину проверяющих. Хотя по правилам сотрудник управления сам должен отбирать товары с прилавков. И то, что они официально признали свою ошибку, меня удовлетворяет полностью. А тех, кто принес эту злополучную колбасу в магазин, я призываю вести себя цивилизовано и корректно, без "бандитских" методов.

- Мы говорили с представителем ГАДа, и он утверждал, что внесенная за пазухой "чужая" колбаса не пробилась бы на чеке у проверяющего…

- Тут я должен их разочаровать. На колбасе торговой марки "Мясная лавка" стоит заводской штрих-код, и этот батон колбасы "пробился" бы на кассе в любом супермаркете Донецка. Другое дело, если бы мы сами ее паковали и клеили свою маркировку.

- И что дальше?

- С ГАДами? Да ничего! Мне даже неинтересно выяснять, заказали им нас наши конкуренты или нет. Мы в этих краях - абсолютные лидеры в отрасли, поэтому все, что происходит с "Амстором", всегда будет заметнее и прозвучит громче.

Пропиарились на нас они точно (Смеется.) В конце концов, эти общественные активисты помогли нам выявить некоторые узкие места и стать лучше.

Я вам больше скажу: торговый дом "Амстор" будет продолжать вести политику открытости и прозрачности и очень заинтересован в том, чтобы наши покупатели были уверены в качестве предоставляемой нами продукции. Раньше мы проводили пресс-туры по супермаркетам "Амстор" и осуществляли программу "Примерь на себя", по условиям которой журналистов пускали в производственные цеха.
Следующим этапом "Амстор" запускает общественную программу для покупателей "Вместе сделаем "Амстор" лучше!". Цель данной программы - показать нашу открытость для конструктивной критики, развеять негативные слухи и еще более усовершенствовать работу супермаркетов.

Увидите, будут приглашаться СМИ в залы и на производство, проводиться опросы покупателей в супермаркетах и интернете. Также мы будем поощрять покупателей, которые дали нам наиболее удачные советы по улучшению нашей работы. Все ваши замечания и пожелания по нашей работе будут услышаны и исправлены. Главное - сообщите нам свою информацию по каналам связи, которые предоставляет наша программа.

- Это будут какие-то телефоны для покупателей, жалобные книги?

- С нами можно общаться в социальных сетях, по электронной почте, на специальном сайте. Мы даже сделали так, чтобы любой наш покупатель мог послать СМС на наш мобильный номер и оператор будет ему тут же перезванивать. Невозможно уследить за всеми сотрудниками, и бывает, что человек пропустил просроченный товар в зоне своей ответственности. Но с помощью покупателей мы эту проблему решим, поверьте…

Дмитрий Дурнев, "mk-donbass.com.ua".