Донецкий ученый умеет делать бензин из водорослей

Донецкий ученый умеет делать бензин из водорослей

Топливо из водорослей. Фото К.Буновский

Звучит - как фантастика. Бензин из буряка или картофеля; дизельное топливо из амброзии или водорослей… А еще и экологически чистое и по цене доступное.

И тем не менее – все более чем реально, такое изобретение можно уже считать свершившимся фактом. Патенты, лежащие в столе у Дмитрий Турченко (или как его зовут коллеги ДТ), по самым скромных оценкам экспертов "тянут" на полмиллиарда долларов однако все эти уникальные проекты не пошли дальше чиновничьих кабинетов. На вопрос - почему ученый только разводит руками и просто отвечает: "Нет смысла играть в такие игры", пишет kp.dn.ua

Поля для дунанинэлы

- Поиски альтернативного топлива ведутся уже несколько десятков лет, когда на горизонте замаячил призрак нефтяного голода. - говорит член АН Украины и РАН Д. Турченко

– Нас ждет борьба за нефтяные запасы, которые постоянно сокращаются. А за ним маячит глобальный дефицит, подорожание бензина.

По прогнозам экспертов ОПЕК баррель нефти в 2012 году будет стоить 350 долларов.( Сейчас порядка 70 долларов.) Вдумайтесь, на закупку нефти США тратит 100 миллиардов долларов, а Украина 10 миллиардов долларов. Вот поэтому, за альтернативными источниками топлива будущее. Тем более, когда у Украины есть колоссальные возможности для этого.

Оказалось, те самые "колоссальные возможности" в прямом смысле прямо под ногами. Так, например: "гнать" биотопливо можно из рапса. Такое производство, есть в Германии и не только. Но ДТ, пошел дальше и разработал уникальный способ получения такого топлива из любых маслосодержащих растений.
 

- Биотопливо можно производить из кукурузы, гречихи, амброзии, водорослей. В общем, из чего угодно по сути, где содержится масло.- и ученый показывает аккуратные емкости, с образцами топлива, которое отличают только наклейки и специфичный запах. Например, "биодизель из сорго". - Но я пришел к выводу, что самое эффективное растение для производства биотоплива - это водоросль (разновидность морской капусты).Для ее производства нужна только вода, солнце – и одни сутки. Все!

Честно говоря, цифры которые приводит изобретатель действительно впечатляют. По его расчетам биомасса из распространенной в наших морях водоросли – дунаниэлы выращенной на одном гектаре аквапространства может дать 45 000 тонн масла, в то время как один гектар пашни дает лишь 630 кг соевого или 1400 килограмм рапсового масла.

При этом для выращивания дунаниэлы запросто можно использовать сотни гектар невостребованных лиманов Азовского и Черного морей. Чем не подарок судьбы для нашей державы, задается вопросом ученый и окончательно "добивает" нас цифрами. По оценкам финансистов при вложении в проект культивирования водорослей от 25 до 87 млн.дол. прибыль украинских предприятий только от продаж квот в рамках Киотского Протокола может составить 9-17 миллиардов долларов США.

- Но что из себя представляет сам процесс получения топлива из растений?
 

- Ну вот смотрите. Например, выращивают в Украине сою или сорго. Далее собирают, отжимают, делают брикеты и отправляют на корм скота. А отходы этого производства при отжимке - это масло, очень низкого сорта, очищать его дорого и поэтому оно используется как печное топливо. Но, его вполне использовать для создания биотоплива! В лаборатории центра энергосберегающих технологий разработан способ очистки с дальнейшим получением дизельного топлива по цене 1 гривна плюс стоимость исходного сырья.

- И как оно по качеству?

- Я отправил полученные результаты из рапса, гречихи, кукурузы и прочих растений в лучшую лабораторию в Украине. Там произвели экспертизы и обнародовали результат. Топливо не уступает известным сортам. Образцы биотоплива были переданы в европейский исследовательский центр. Получены сертификаты на соответствие евростандарту.

"Летающие" трактора и топливо с запахом свежей булочки

- Испытание уже проводили?

- А как же! Мы использовали биотопливо не как добавку к традиционной солярке, а как самостоятельное горючее для тракторов. При чем взяли машины украинского, белорусского и американского производства. Тракторы летали. После это попробовали его на лекговушке – все прошло блестяще. Финансовая выгода тут не просто в цене самого горючего, но и в том, что при его применении расход уменьшается на 10%. Плюс, экологи могут торжествовать. Из выхлопной трубы с биотопливом дышать можно. И запах напоминает свежие булочки (смеется). Рано или поздно человечество все равно придет к тому, что нужно отказаться от топлива из нефтепродуктов из-за выбросов углекислого газа.- говорит Дмитрий Турченко.

Но кроме растительного бензина, Дмитрий Турченко делает ставки и на другой хорошо знакомый источник - уголь. Изобретатель уверен, что мы пока не научились использовать максимально эффективно главный энергоресурс страны. А наука, тем временем, еще в середине прошлого века доказала, что из угля можно получать продукты идентичные нефтяным!
- Этим вопросом занимались в Германии в 30-х годах. В стране не было нефти и газа. Поэтому, науку направили на разработку альтернативных источников топлива. И химикам удалось достичь определенных результатов, когда они смогли наладить получение топлива из угля. До 1945 года вся авиация Вермахта летала на бензине из угля и спирта.

- И как же получить топливо из угля?

- Грубо говоря процесс выглядит так - брали уголь, сжигали его, образовывался газ и его не выпускали в атмосферу, а предавали целому ряду цикличных преобразований и он превращался в топливо. Вот и все.
- Неужели такая технология никого не заинтересовала?

- Почему? Не так давно ко мне обратились хозяева амвросиевского комбината, у них есть свободные мощности. И есть невостребованный уголь - из-за зольности, высокого содержания серы и так далее. И предложение в том, чтобы получать из этого угля, горючий газ и топливо, а это альтернативна нефти. Нами разработан для них комплексный план. И если он будет принят руководством, то для Украины это будет уникальный проект.

Комментарий экономиста

Николай Белопольский, вице-президент Академии экономических наук Украины, доктор экономических наук:

- В течении 5 лет Украина может полностью отказаться от внешних энергоресурсов. На нефть и газ мы ежегодно тратим по 10 миллиардов долларов. При этом у нас есть все возможности для использования альтернативных источников энергии. Баррель нефти стоит сейчас порядка 80 долларов, стоимость топлива, полученного из угля, не превысит 35 долларов! И учтите следующий момент. Из 1 тонны нефти выходит 600 литров бензина и при производстве бензина из 1 тонны угля - тоже получится 600 литров!

Причем гнать можно из любого угля, не только бурого. Строительство предприятия по перегонке угля в топливо в среднем будет стоить 250 миллионов долларов. Напомню, на покупку энергоресурсов Украина в год тратит 10 миллиардов в той же валюте.
 

Строительство предприятия по переработке, к примеру, торфа в бензин обойдется дешевле - например, в 50 миллионов долларов. А промышленная перегонка водоросли позволила бы снабжать топливом всю Европу! Проекты лежат, они готовы, проведены все эксперименты, получены блестящие результаты, доказана эффективность, окупается такое предприятие в течении 1 года! И ни-че-го. Никому это не нужно. Слишком большие интересы замешаны в нефтяной и газовой сферах.

Дмитрий Турченко

Родился 10 января 1949 года в Сталино.
Образование:Училище ВДВ Рязань.
Новочеркасский политехнический институт.
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт.
Аспирантура МГУ.
Звание: Действительный член Академий: России, Украины.
Доктор экономических наук
Кандидат химических наук
Кандидат технических наук
Должность: Научный руководитель центра энергосберегающих
технологий г. Донецк.
Профессор кафедры экономики и предприятий
Приазовского государственного технического университета.
Профессор кафедры маркетинга Донецкого государственного университета управления.